Лекция «Велимир Хлебников в прижизненных изданиях и портретах» в пространстве выставки «Садок Судей III» в Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова

Лекция филолога Андрея Россомахина приглашает взглянуть на фигуру Велимира Хлебникова — поэта, мифотворца и «Короля Времени» — через призму его прижизненных обложек и портретов, где визуальные образы становятся ключом к пониманию его биографии, эпохи и мифов, родившихся вокруг него.

Искусство и культура 12+

«Велимир Хлебников в прижизненных изданиях и портретах

(БИОграфия как БИБЛИОграфия и ИКОНОграфия)»

 Имя Хлебникова стало легендой более 100 лет назад. Легенда подпитывает миф и культ, постоянно рекрутирующие новых адептов. Сам Велимир заложил прочную основу для мифологизации собственного имени — вот, например, далеко не полный перечень его самоидентификаций: Воин Будущего. Будетлянин. Король Времени. Велимир Первый. Марсианин. Великий Числяр. Разин Наоборот. Урус-дервиш. Гуль-мулла. Председатель Земного Шара… Претензия творца на апроприацию верховной власти совсем не нова, но даже на фоне мегаломании авангардных акторов фигура Хлебникова резко выделяется грандиозностью поставленных им задач и декларируемых утопий — воистину планетарного размаха.

Один из пионеров хлебниковедения, филолог Владимир Марков, 70 лет назад афористично охарактеризовал феномен Велимира Хлебникова такими словами: «Человек с душой ребенка, умом ученого и поэтическим гением забрел в катаклизм Революции. Его разорвало, как князя Игоря, деревьями — и творчески, и биографически… От Хлебникова в последний раз в русской поэзии веет поэтическим бесстрашием…»

Как попытаться рассказать о такой фигуре в формате одной лекции? Мы предлагаем построить рассказ о нем на рассмотрении двух важнейших элементов авторских (само)презентаций — прижизненных обложках и портретах.

При жизни поэта было опубликовано совсем не мало — 18 отдельных изданий (12 книг и 6 листовок), не считая публикаций в сотне других изданий (газетах, журналах, альманахах и коллективных сборниках). Количество прижизненных портретов Хлебникова еще более впечатляет — более 40. Итак, фигура крупнейшего поэта двадцатого века будет рассмотрена сквозь призму его визуализированной прижизненной БИБЛИОграфии (совокупности обложек) и ИКОНОграфии (совокупности портретов). Вместе они способны обогатить наши представления о БИОграфии Хлебникова и об эпохе в целом.

*

О ЛЕКТОРЕ:

Андрей Анатольевич Россомахин — филолог, историк исскусства, сотрудник ИМЛИ РАН и ЛВИ ВШЭ; составитель и научный редактор серии «Avant-Garde». Автор (и соавтор) более 200 публикаций, среди которых 20 монографий, в том числе книги о Хлебникове: «Кузнечики Велимира Хлебникова» (2004), «“Труба Марсиан”: Факсимильное комментированное издание» (2013; в соавторстве с С. В. Старкиной), «Хлебниковзаяц: Книга рифм» (2017; в соавторстве с В. М. Успенским), «Сверхповесть “Зангези”: Новая текстология. Комментарий. Рецепция. Документы. Исследования» (2021).

Схема, как пройти к Выставочному залу.

115 лет назад был издан знаменитый «Садок Судей».
Это была первая программная книга, положившая начало всей футуристической книгоиздательской деятельности. Основной технологической особенностью книги было то, что она была отпечатана на самых обычных обоях! Давид Бурлюк так расшифровывал «бунтарскую» символику «обойной» ипостаси сборника:           «…всю жизнь вашу пройдём огнём и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши». Здесь, пожалуй, впервые в книгоиздании сам материал книги «заговорил»! Он не столько служил основой для текста и иллюстраций, но сам был концептуальной составляющей книги, вступая в своеобразный диалог с вербальными и визуальными образами.

Сегодня мы возвращаемся к фигуре Хлебникова — поэта и пророка, обогатив экспозицию не только архивными документами и новыми работами, но и "выставкой в выставке": историей сборника "Садок судей", в котором Хлебников не только был одним из участников, но и автором названия, о значении которого идут споры уже более ста лет. Всемирно известный исследователь жизни и творчества Хлебникова Александр Парнис предоставил для выставки исторические документы, фотографии, уникальные автографы и издания, и подготовил к юбилею поэта сборник статей «Остров Хлебников», написанных им о Велимире за шестьдесят лет.

Также на выставке представлен давший название всей экспозиции проект "Садок судей III", появившийся по инициативе Музея книги художника (Погарский, Корчагин, Лукин): специально для этого события и к 115-летию со дня выхода издания 35 современных художников создали работы на обоях.

 

Лекция «Велимир Хлебников в прижизненных изданиях и портретах» в пространстве выставки «Садок Судей III» в Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова
17 дней назад
20 ноября 19:00–20:30

Москва
Пречистенка, 40/2с2
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов